Свободное ориентирование по городу до сих пор остаётся одной из самых неразрешимых проблем для незрячих. Почему так и что с этим делать – попробуем разобраться.
Существенные различия
Ни для кого не секрет, что полная и частичная потеря зрения – это две разные формы инвалидности. Хотя, по сути, в обоих случаях нарушения затрагивают одну и ту же сенсорную систему, последствия не равноценны.
Людям, которых принято называть слабовидящими, даже небольшой, сохранившийся у них остаток зрения, как правило, позволяет самостоятельно перемещаться за пределами дома. Конечно, и здесь риски не всегда оправданы, а самое главное – трезво оценивать свои возможности, умело пользуясь ими. Однако представителям категории так называемых тотально слепых собственными силами уже не справиться. Как же быть?
Реальные возможности
Сегодня вспомогательных средств для самостоятельного передвижения незрячих по городу немало. Белые трости, собаки-поводыри, системы GPS|-навигации – всё это активно используется инвалидами по зрению, но с разной степенью интенсивности.
Если стоимость четвероногого помощника до сих пор примерно равна стоимости автомобиля, а навигаторы ориентированы на построение маршрута в большом пространстве, игнорируя существенные для человека ближние препятствия (бордюры, люки, неровности на дороге), то белая трость– самый оптимальный вариант.
Она по-прежнему остаётся наиболее надёжным и эффективным приспособлением – что называется, и дёшево, и сердито. Но всё ли так гладко?
Временные трудности
Предположим, незрячий пользователь уже приобрёл трость по всем необходимым ему параметрам (длина, форма наконечника, складной или выдвижной характер и т.д.) и научился с ней ходить - а это тоже большая отдельная тема - может ли он теперь отправиться куда угодно? К сожалению, нет.
Чтобы успешно преодолеть расстояние из пункта «А» в пункт «Б» (помните, школьные задачки по математике), тотально слепому человеку нужно сначала выстроить по нему наиболее удобный для себя маршрут, а затем его выучить.
Выстроить – это значит проанализировать все имеющиеся на дороге ориентиры (бордюры, стены зданий, дорожные покрытия, разъезды, перекрёстки, газоны и т.д.) и составить алгоритм своих действий: когда вдоль какого из них перемещаться и где переходить к следующему. Короче, работка не из лёгких. Фактически здесь никак не обойтись без помощи зрячего наставника.
Вневременные решения
Де-факто: незрячие люди могут абсолютно самостоятельно и весьма успешно передвигаться по городу с белой тростью по заранее выученным маршрутам. Однако для их освоения им, как правило, требуется сопровождение. И желательно квалифицированное. В советское время во многих региональных обществах слепых и учебно-производственных предприятиях имелись специалисты,, выполнявшие роль инструкторов по ориентированию в «большом» пространстве.
Они осваивали с незрячими маршруты от их дома до магазина, места работы и т.п. Это было сложно и достаточно трудоёмко, поскольку в буквальном смысле слова учить дорогу нужно с каждым тотально слепым человеком индивидуально, вырабатывая наиболее удобный вариант его личной траектории передвижения.
Однако после развала СССР деятельность организаций для слепых заметно сузилась, что привело к сокращению рабочих мест и почти полному исчезновению такого рода специалистов.
Да, первичным навыкам ориентирования на местности сейчас учат тифлопедагоги в спецшколах, в некоторых вузах и колледжах появляются тьюторы с аналогичными функциями, в нескольких регионах РФ на уровне грантовой поддержки запускаются центры обучения незрячих, но всё это - капля в море по сравнению с масштабом потребностей этой категории граждан.
Каждый человек, полностью утративший зрение (а таковых у нас тысячи), нуждается в помощи зрячего инструктора при освоении нужных ему маршрутов. Поход в магазин, аптеку, банк, поликлинику, на потенциальное место работы и само возвращение домой – все эти простейшие вещи для условно здоровых людей нередко оказываются непреодолимыми
препятствиями на пути к полноценной, активной жизни для слепых. Порой на то, чтобы справиться с ними, инвалиды по зрению тратят большие деньги на оплату такси или услуг посторонних лиц.
Помощь в приобретении навыков ориентации даже по одному маршруту при отсутствии в радиусе проживания квалифицированных инструкторов, как правило, оказывают близкие и друзья, которые сами учатся уже в процессе распознавать преграды и придумывать алгоритмы их минования, что приводит к неконтролируемому росту нервного напряжения и неуверенности самого незрячего в собственной способности решить эту задачу.
По-настоящему ясно одно: ситуацию надо менять комплексно! Каждый слепой человек должен иметь возможность позвонить по определённому номеру в конкретную организацию, где ему бесплатно будет предоставлена помощь квалифицированного инструктора в освоении всех нужных маршрутов.
Иначе говоря, присутствие такого рода специалистов в штате соответствующих учреждений необходимо сделать обязательным. Без этого подлинная и всесторонняя интеграция слепых в общество является попросту невозможной.